Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:
- Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
- Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
- Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
- Оптимальный режим питания.
- Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
- Учет индивидуальных особенностей детей.
- Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Однако организация питания подростков , школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
- Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
- Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
- На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
- Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.
Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.
При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Энергия, ккал | 2350 | 2750 | 2500 | 3000 | 2600 |
Белки, г, в том числе животные | 77 46 |
90 54 |
82 49 |
98 59 |
90 54 |
Жиры, г | 79 | 92 | 84 | 100 | 90 |
Углеводы, г | 335 | 390 | 355 | 425 | 360 |
Минеральные вещества, мг
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Кальций | 1100 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Фосфор | 1650 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 |
Магний | 250 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Железо | 12 | 15 | 18 | 15 | 18 |
Цинк | 10 | 15 | 12 | 15 | 12 |
Йод | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,13 | 0,13 |
Витамины
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
С, мг | 60 | 70 | 70 | 70 | 70 |
А, мкг | 700 | 1000 | 800 | 1000 | 800 |
Е, мг | 10 | 12 | 10 | 15 | 12 |
D, мкг | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
В1, мг | 1,2 | 1,4 | 1,3 | 1,5 | 1,3 |
В2, мг | 1,4 | 1,7 | 1,5 | 1,8 | 1,5 |
В6, мг | 1,6 | 1,8 | 1,6 | 2 | 1,6 |
РР, мг | 15 | 18 | 17 | 20 | 17 |
Фолат, мкг | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
В12, мкг | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.
Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.
Продукты | Возраст школьника | |||
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет Юноши | 14-17 лет Девушки | |
Хлеб пшеничный | 150 | 200 | 250 | 200 |
Хлеб ржаной | 70 | 100 | 150 | 100 |
Мука пшеничная | 25 | 30 | 35 | 30 |
Крупы, бобовые, макаронные изделия | 45 | 50 | 60 | 50 |
Картофель | 200 | 250 | 300 | 250 |
Овощи разные | 275 | 300 | 350 | 320 |
Фрукты свежие | 150-300 | 150-300 | 150-300 | 150-300 |
Фрукты сухие | 15 | 20 | 25 | 20 |
Сахар | 60 | 65 | 80 | 65 |
Кондитерские изделия | 10 | 15 | 20 | 15 |
Масло сливочное | 25 | 30 | 40 | 30 |
Масло растительное | 10 | 15 | 20 | 15 |
Яйцо, шт. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Молоко, КМПр | 500 | 500 | 600 | 500 |
Творог | 40 | 45 | 60 | 60 |
Сметана | 10 | 10 | 20 | 15 |
Сыр | 10 | 10 | 20 | 15 |
Мясо, птица, колбасы | 140 | 170 | 220 | 200 |
Рыба | 40 | 50 | 70 | 60 |
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.
Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены .
Первая смена
- 7.30 - 8.00 Завтрак дома
- 10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
- 12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
- 19.00 - 19.30 Ужин дома
Вторая смена
- 8.00 - 8.30 Завтрак дома
- 12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
- 16.00 - 16.30 Горячее питание в школе
- 19.30 - 20.00 Ужин дома
При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:
- Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
- Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
- Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
- Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).
К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.
Завтрак дома
Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?
Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.
Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.
Завтрак с собой
С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.
Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.
Горячий обед
"Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.
Домашняя упаковка
Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.
Диета
У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.
При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.
Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.
Ребенок идет в первый класс - для его организма это стресс, вызванный сменой образа жизни. Новый режим, серьезная нагрузка - в такие моменты необходимо поддержать первоклассника не только морально, но и материально, в частности, удачно подобранным питанием. Сегодня мы вам расскажем, как обеспечить школьника достаточным количеством питательных веществ, чтобы он смог успешно заниматься.
Принципы питания школьников 1–4 классов
Главное правило - калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами - 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном образовательном заведении, теперь практически все зависит только от родителей.
Частые ошибки в питании школьников младших классов:
- Острая нехватка фруктов с овощами - многие дети получают лишь половину нормы, из-за недостатка витаминов и углеводов малыши не в состоянии успешно справляться с нагрузкой, снижена способность к интеллектуальной деятельности, они не могут сосредоточиться.
- Уменьшение доли молочных продуктов - в результате детки недополучают столь важный для них кальций.
- В основном взрослые уделяют внимание тому, чтобы в рационе ребенка каждый день было мясо, при этом забывают о таком важном продукте, как рыба. Именно в ней содержится фосфор, который важен для продуктивной деятельности мозга.
- Родители отпускают деток в школу без завтрака, рассчитывая, что их покормят во время одного из перерывов. Первые два урока ребенок сидит на уроках, сосредоточившись на мучительном чувстве голода - ему не до новых букв, и уж совершенно точно он не вникает в то, что говорит учитель.
- Родители покупают много сладкого, из–за чего повышается вероятность ожирения.
- Фастфуд - еще один бич нашего времени, способствующий нарушению обмена веществ и развитию гастрита.
- Трехразовое питание - это катастрофа! В начальных классах оптимально 4–5 разовое кормление.
Малыши оказываются в незавидном положении. Если мы, взрослые, периодически делаем перерыв на кофе–брейк, у деток нет такой возможности. По этой причине так важно уделить внимание питанию ребенка, позаботиться о том, чтобы он был полон сил и энергии и мог полностью сосредоточиться на занятиях.
В чем нуждаются школьники младших классов
Очень важно обеспечить достаточное поступление белков . Они способствуют полноценному развитию мышечных тканей и внутренних органов, повышению иммунитета. Белки нужны для образования жизненно важных ферментов и гормонов.
Кальций - участвует в формировании костно-скелетной системы. Он присутствует в молоке, твороге и молочнокислых продуктах. Для полноценного усвоения Ca необходимо обеспечить достаточное поступление витаминов группы B.
Аминокислоты - содержатся в белковых продуктах, важны для полноценного формирования нервной и сердечно–сосудистой систем, участвуют в строительстве клеток мышц. Без них тормозится физическое развитие, у ребенка ухудшается реакция. Поступают в организм из мясных и рыбных блюд, творога и яиц, а также некоторых других продуктов.
Жиры . Их источник – жирные продукты, также они образуются в результате преобразования углеводов и белков. Нужны для полноценного формирования центральной нервной системы, повышают усвояемость витаминов.
Углеводы - это основной источник энергии, имеющий стратегическое значение. Детки их должны получать из фруктов и углеводов, но не из конфет или шоколада. Основные источники:
- картофель, минимальное количество - 200 г;
- овощи - до 300 г ежедневно, преимущественно в виде салатов, какая–то часть - вместе с первыми и вторыми блюдами;
- фрукты - свежие или в виде соков, в них содержится калий, от него зависит эффективность деятельности сердечной мышцы, также они обеспечивают поступление витаминов.
Важно! В свежих фруктах присутствует клетчатка, которая влияет на моторику кишечника. При их регулярном употреблении вероятность запоров минимальна. Проблемы может вызвать повышенное количество углеводов в рационе ребенка - это чревато запорами, зачастую они трансформируются в жиры, что через какое–то время способствует ожирению школьника.
Режим питания
Важно, чтобы малыш каждый день кушал в одно и то же время. Привязывать приемы пищи следует к расписанию школьника. Позаботьтесь о том, чтобы он завтракал непосредственно перед выходом на занятия. Через 2–3 часа - второй завтрак, уже в школьной столовой. Обед - примерно через 3–4 часа, после возвращения домой. Еще через пару часов - легкий полдник. Приблизительно в 18–19 часов вечера - ужин в кругу семьи.
В среднем интервалы между основными приемами пищи должны составлять 4 часа. В перерывах между едой в качестве перекуса можно предложить ребенку яблоко или, к примеру, мандарин. Главное, избегайте бутербродов, постоянных «пробежек» к холодильнику или конфет. Вариант расписания:
- Завтрак - с 07:30 до 07:45. Ориентируйтесь на начало занятий и количество времени, которое необходимо, чтобы добраться до школы. Не допускайте, чтобы ребенок кушал впопыхах, лучше разбудить его раньше, чем допустить, чтобы он глотал пищу, не пережевывая.
- Второй завтрак - он, как правило, проходит в школе, приблизительно в период с 11:00 до 12:00.
- Обед - 14:00–14:30. Не торопитесь накормить ребенка сразу же после школы, если он не голоден, пусть придет в себя после уроков.
- Полдник - 16:30–17:00.
- Ужин - 18:30–19:00.
Постарайтесь, чтобы хоть раз в день вся семья собиралась вместе за общим столом. Во время ужина с последующим чаепитием члены семьи могут пообщаться друг с другом в спокойной обстановке. Расписание может отличаться, если ваш ребенок ходит во 2 смену. В этом случае его надо покормить обедом перед занятиями, а полдник ему дадут на одной из перемен. Ужин - дома. Беспорядочное питание - основная причина нарушений системы пищеварения. Заработанный в детстве хронический гастрит будет целую жизнь досаждать ребенку всю жизнь.
В возрасте 6–10 лет деткам можно кушать практически все блюда, за исключением чрезмерно жирных и острых, но это не значит, что им следует подавать все то же самое, что едят взрослые. Так, лучше не приучать ребенка к копченостям или вяленой рыбе, под запретом остается фастфуд. Желательно предлагать ему вкусную и здоровую пищу. Так, предпочтительнее тушеное мясо, а не жареное, котлетки - паровые (правда, их любят не все дети), овощи - тушеные или вареные.
Другие советы:
- По объему пищи лидирует обед - до 40 % от ежедневного рациона, ужин - около четверти, оба завтрака в совокупности - в пределах 20–25%. Учтите, что перед выходом из дома многим деткам удобнее скушать что–то легкое, например, омлет или запеканку, молочную кашу или овсяные хлопья, запаренные молоком, напиток - горячий, например, какао или чай.
- В день школьнику младших классов необходимо около 2400 ккал.
- Суточная норма белка в возрасте 7–10 лет составляет 80 г, углеводов - 325 г.
- Обед должен быть комплексным, как у взрослых: легкая закуска, суп или борщ, гарнир с мясным или рыбным блюдом, десерт - в его качестве можно предложить фруктовый пудинг, кисель, компот из свежих или засушенных фруктов.
- Оптимальное время ужина - не позднее, чем за 2 часа до сна.
Помните, от правильного и сбалансированного питания зависит и физическое, и интеллектуальное развитие малыша. Постарайтесь спланировать рацион таким образом, чтобы каждый день ребенок получал все необходимые вещества, а блюда постоянно чередовались - тогда у него не пропадет аппетит. Каждый день школьнику необходимы: молоко, мясо, пару раз в неделю - рыба, крупы, хлеб и фрукты с овощами. Периодически давайте ребенку соки - фруктовые и овощные.
Под запретом :
- Газированные напитки - в том числе минеральная вода, лучше давать обычную, без газа.
- Сухарики, соленые орешки, чипсы и прочие лакомства, которые оказывают раздражающее действие на слизистую пищевода и желудка.
- Всевозможные блюда быстрого приготовления - лапша, супы и прочие. Полуфабрикаты – вредная пища, которая рассчитана на взрослых и уж ни в коем случае не на употребление в домашних условиях, когда доступна нормальная еда.
- Колбасная продукция - ее можно предлагать лишь изредка и только в том случае, если вы уверены в ее качестве. Зачастую под «докторскую» маскируется соя, перемешанная с отходами мясного производства.
- Жирные сорта мяса - преимущественно свинина. Отдайте предпочтение курятине, индюшатине, крольчатине и телятине.
Надеемся, что наши советы помогут вам составить недельное меню для вашего ребенка с учетом его вкусовых предпочтений. Старайтесь идти на компромисс, никогда не заставляйте малыша кушать блюда, которые нравятся вам, но их категорически не воспринимает ваша дочь или сын.
Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих отпрысков. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные вкусности, а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.
Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Наши дети - атомные, их физическое и половое развитие идёт на порядок быстрее. Добавьте к этому невероятные психические нагрузки, связанные с социальной адаптацией, и взбесившиеся гормоны - и получите довольно грустную картину. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?
Помните древнее выражение - «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание школьников играет очень важную роль. Правильное питание школьников - залог их здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые - и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Наша задача - накормить детёныша правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».
Составляя рацион для школьника, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.
Витамин А - обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.
Витамин В1 - улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.
Витамин В2 - укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.
Витамин В6 - отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В12 - стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.
Витамин РР - регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.
Пантотеновая кислота - благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте.
Ф олиевая кислота - необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, савойской капусте и т.д.
Биотин - отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.
Витамин С - полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.
Витамин D - укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.
Витамин Е - борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.
Витамин К - отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.
Всем известное трио основных питательных веществ - белки, жиры, углеводы - содержатся во всех видах продуктов в разном соотношении, но качество этих веществ напрямую зависит от вида и качества продукта.
Белки - это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Большинство родителей свято убеждены, что мясо является лучшим поставщиком белка в организм, и усиленно пичкают детей котлетами, жареными окорочками и пельменями. Но, по мнению диетологов, детям лучше всего давать рыбу, яйца и молочные продукты - именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках - они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, маш, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) - всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое многими - всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном. Отдельно нужно сказать о колбасе, сосисках и сардельках. В детском питании эти «деликатесы» не должны появляться вовсе! Вместе с полезным белком ваш ребёнок получит массу совершенно не полезных ингредиентов вроде красителей, ароматизаторов, идентичных натуральным, консервантов и прочих «радостей». Не покупайтесь на названия типа «Колбаса Детская» или «Сосиски Детские», ничем, кроме названия, они от обычных не отличаются (а иной раз и похуже бывают!). Если ваша семья любит бутерброды, приготовьте домашнюю колбасу или её упрощённый вариант.
Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ваш ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!
Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Быстрые углеводы подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Несмотря на то, что неумеренное потребление быстрых углеводов может привести к ожирению и диабету, совсем отказываться от них нельзя. Только вместо сладких булочек и конфет покупайте детям фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то именно на них нужно обращать особенное внимание, готовя детёнышу завтрак и ужин. Завтрак, состоящий из каши или мюсли с йогуртом или соком - это наилучший вариант. Подробнее о правильном завтраке и сбалансированном рационе вообще вы можете прочитать в разделе Здоровое питание нашего сайта.
Обязательно нужно учитывать потребность ребёнка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет - 2500 ккал, 14-18 лет - до 3000 ккал. Если ваш ребёнок посещает спортивные секции, нужно увеличить калорийность пищи примерно на 300 ккал, точно так же следует увеличить калорийность, если ребёнок учится в специализированной школе с углублённым изучением того или иного предмета.
Режим питания школьника зависит от времени обучения. Для детей, занимающихся в первую смену, оптимальным будет такой режим:
1 завтрак - 7-00 - 7-30
2 завтрак - 10-30 - 11-00
Обед - 14-00 - 15-00
Ужин - 19-00 - 20-00
Для детей, обучающихся во вторую смену:
Завтрак - 8-00
Обед - 12-30
Полдник - 15-00
Ужин - 20-00 - 20-30
Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 4-5 часов, так как в таком случае обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи.
Обратите внимание на то, как организовано питание школьников в самой школе. В меню не должно быть блюд вроде макарон по-флотски с фаршем, яичницы, холодных супов, кисломолочных продуктов с добавлением ароматизаторов. В школьном буфете требованиями СанПиН 2.5.2409-08 строго запрещена продажа выпечки с кремом, карамели, чипсов, попкорна, жевательной резинки, консервов, сырокопчёных мясных изделий, колбасы, грибов и блюд из них, паштетов и блинчиков с творогом и мясным фаршем, соусов, блюд, приготовленных во фритюре, молочных продуктов и мороженого на основе растительных жиров, ядер косточек абрикоса и арахиса, субпродуктов (кроме печени, сердца и языка) и сладких газированных напитков. Если в школе присутствуют нарушения этих правил, вам следует обратиться в Роспотребнадзор.
Дома же старайтесь привить ребёнку культуру питания и стремление употреблять полезные продукты. Готовя еду для семьи, помните, что не все блюда одинаково хороши как для взрослых, так и для детей. Не кормите детей не до конца прожаренным мясом с кровью (как, впрочем, и жареным), суши и сырыми яйцами. Исключение составляют перепелиные яйца, они не заражены сальмонеллёзом, только не забывайте мыть скорлупу перед тем, как её разбить. Постарайтесь максимально ограничить употребление продуктов с искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами и стабилизаторами. Конечно, трудно удержать ребёнка от соблазна съесть что-нибудь вкусно-вредное, но постараться свести количество всей этой гадости к минимуму нужно.
Основные же принципы здорового питания одинаковы для всей семьи. Чаще готовьте салаты из свежих овощей с зеленью, пусть дети заряжаются витаминами. Научите ребёнка пользоваться блендером и предоставьте ему возможность самому себе готовить полезные смузи из свежих соков, фруктов или ягод с зеленью или проростками пшеницы. Отдавайте предпочтение приготовлению на пару - это быстро, удобно и намного полезнее, чем, скажем, варка или жарка. На гарнир старайтесь готовить не традиционные макароны или жареную картошку, а овощные блюда, припущенные, сваренные на пару или запечённые в духовке. В обычные оладьи для завтрака добавьте нарезанные тонкими дольками яблоки, натёртую морковь или капусту, нашинкованную максимально мелко - это и вкусно, и полезно. В тесто для домашней выпечки щедро добавляйте отруби - клетчатка жизненно необходима абсолютно всем, а уж детям, по полдня проводящим за партой, тем более. Отруби можно добавить и в творожную запеканку. Не забывайте о бобовых, как об источнике растительного белка. Кроме горохового супа, из бобовых можно приготовить множество очень вкусных блюд, стоит только захотеть. Котлетки из фасоли, фалафель из нута, индийский дхал, плов из риса и маша - на нашем сайте вы можете найти практически любой рецепт!
Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.
Питайтесь разнообразно и правильно и будьте здоровы!
Лариса Шуфтайкина
«И кому же в ум пойдет
на желудок петь голодный!»
(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.
Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходи- мы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:
„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.
Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие.
Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для растущего детского организма.
Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.
«Школьное питание -это залог здоровья подрастающего поколения» .
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формироватьу школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе.
В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни.
Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно этосвязано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.
Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей,
в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.
Становится все более понятным, что именно здоровье -самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов.
В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность.
Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами. Несмотря на то, что вопрос «питание» касается каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.
Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая-главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье -это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста.
Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано 2-разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник.Дети, посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.
Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы
стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.
Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например,
если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и непринесет пользы.Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота, а впоследствии- заболевания пищеварительной системы.
Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.